гарантия
  главная обратная связь карта сайта  
8 800 700 70 57

Ушёл из жизни Ю.А.Ершова

Сегодня, 15 мая 2018 года ушел из жизни человек, стоявший у истоков воднолыжного спорта в России и на всем постсоветском пространстве, Юрий Артемьевичем Ершов. Вот его «Истории на воде», которые он передал нам в 2013 году.
В силу своего «ершистого» характера  меня всегда влекло ко всему новому, необычному, как сейчас говорят, экстремальному. Помимо спортивной гимнастики, плавания, стрельбы из пистолета и винтовки, по которым я выступал на соревнованиях в институте, после окончания в 1954 г. Днепропетровского транспортного института я уже 4 раза был в горах Кавказа, получив разряд и инструкторскую квалификацию по альпинизму, прыгал в воду с вышки и с самолёта на парашюте, нырял с самодельными маской, трубкой и боксом для фотоаппарата (в продаже этого ещё не было), катался на  фигурных коньках, велосипеде, байдарке.

В 1958 г. мне попалась брошюра издательства ФиС «Акваплан». Необычно! Интересно! Ново! Следуя своему главному жизненному принципу – «не мечтать, а делать и пробовать», я за неделю изготовил этот несложный снаряд и с восторгом летал на буксире по Волге в Куйбышеве (теперь Самара), где я был в аспирантуре и по Днепру в родном Днепропетровске в отпуске.

Следующим летом на Химкинском водохранилище в Москве я увидел группу военных, катающихся на водных лыжах. Это было ещё интересней акваплана! Конечно, на мою просьбу дать мне прокатиться, я получил категорический отказ – мол, своим нехватает времени накататься. Чтобы  осталось больше информации о лыжах и технике катания, я фотографировал лучшего катающегося. Теперь очень сожалею, что не познакомился с ним, так как вполне возможно, что это был Ю.А.Гагарин, который уже тогда серьёзно увлёкся этим новым видом спорта.

В результате этой встречи, через месяц у меня уже были сделаны отличные лыжи и три года я был первым и единственным воднолыжником Куйбышева. Даже уговорил прокатить меня за только появившейся «Ракетой» на скорости 70 км/час. В те годы в залах кинохроники можно было посмотреть красочный американский фильм о водных лыжах «Праздник на воде». По этому фильму я научился кататься и стартовать на одной лыже, кататься держась ногой за ручку и другим трюкам.

В 1965 г. опять же почти случайно и опять в Москве я попал на первые соревнования воднолыжников СССР, организованные только что созданной по инициативе Ю.А.Гагарина Всесоюзной федерацией воднолыжного спорта. Помимо знакомства с трассой для слалома и трамплином для прыжков, я увидел полёты за катером автора и изготовителя треугольного «змея» Александра Казеннова, с которым уже переписывался именно по этому поводу, так как тоже хотел летать. Эту мечту я осуществил в 1968 году после возвращения в Днепропетровск. Но только после 1971 года выяснилось, что этот треугольный «змей» имеет вполне научное название «дельтаплан», на котором можно летать и без буксировки, разогнавшись по склону, что я и делаю до сих пор, но уже на параплане.

Когда я  вернулся в родной город, там уже работала одна воднолыжная секция спортивного клуба «Метеор», которую организовал первый  воднолыжник Днепропетровска Станислав Ус (к сведению – главный конструктор самой страшной ракеты «Сатана». Интересно, что он тоже катался за «Ракетой», когда она появилась здесь). Два сезона я помогал ему в работе секции «Метеор», а потом организовал свою секцию Всесоюзного трубного института, где я работал начальником вычислительного центра. Приобретали катера, лыжи, костюмы. Делали трассы, трамплины. Проводили соревнования и всячески пропагандировали этот новый вид спорта. В результате скоро в городе работало уже 8 секций и была создана городская федерация.

В борьбе с гребцами удалось закрепить за воднолыжниками большой залив Днепра вдоль жилмассива Победы, отодвинув на 500 м. от набережной только строящийся гребной канал. Однако, когда там одновременно работали несколько катеров, взаимные помехи очень мешали. Возникло предложение разделить дамбами акваторию залива на отдельные каналы по видам воднолыжного троеборья и проводить тренировки по графику, как на дорожках в бассейнах.

Правда, когда эту идею я высказал в Киеве на Чемпионате СССР, где были все ведущие спортсмены, тренеры и судьи, мне неоднократно напоминали про Нью-Васюки и Междупланетный шахматный конгресс Остапа Бендера, так как никто не верил в реализацию этого проекта. К счастью, руководство города того времени отнеслось к моему предложению иначе.

К лету 1972 года была образована первая дамба и в защищённом от посторонних волн канале с успехом прошёл Чемпионат Украины по воднолыжному спорту. Ближайшая остановка транспорта на набережной была переименована в «Воднолыжный стадион», который почти на 20 лет стал постоянным местом проведения большинства крупнейших соревнований воднолыжников страны. К сожалению, иностранцев тогда принять в Днепропетровске мы не могли из-за своей секретности.

Я хорошо понимал, что традиционная буксировка катерами никогда не будет широкодоступной и не обеспечит массовость этого спорта и прекрасного активного отдыха. Поэтому я сразу же предусмотрел в проекте рядом с тремя каналами стадиона установку воднолыжной карусели, кольцевой канатной дороги Бруно Риксена из Мюнхена, идею которой я нашёл в фондах Патентного института в Москве, а также воднолыжного бассейна «Акватрон», где лыжник стоит на струе движущейся под ним воды, нагнетаемой насосом.

Сначала всё шло хорошо. На стадион подвели электричество и воду (для полива трамплина), поставили судейские вышки и минимальные трибуны для зрителей, две комнаты для судей и спортсменов. Сделали проекты карусели и «Акватрона». На 200-летие Днепропетровска в 1976 г. изготовили, смонтировали и запустили воднолыжную карусель, ради которой я даже пожертвовал защитой подготовленной диссертации по вычислительной технике. Кольцевую дорогу планировалось купить у немцев и поставить на подготовленной акватории слева от карусели. Но добыть 300 тыс. долларов на её приобретение мне не удалось, несмотря на обращения в самые высокие инстанции: ЦК КПСС, Совет Министров, к космонавтам и др. Пришлось самому подумать и поработать – сделать свою простую и дешёвую реверсивную канатную дорогу (РКД), которая сейчас очень широко везде используется (см. КИР №2 и №6 за 2011г.). Для зимних тренировок в 50-метровом бассейне нашего Университета изготовили и установили буксировочные лебёдки по изобретению братьев Нехаевских из Дубны, на которых проводили зимний Чемпионат СССР по фигурному катанию.

Так как несколько раз Чемпионаты СССР проводились в Москве на Гребном канале в Крылатском, как судья всесоюзной квалификации, я всегда был там и хорошо знал о трудностях столичных воднолыжников и отсутствии условий для развития массового воднолыжного спорта и отдыха. Ввиду того, что на акваторию самого канала лыжников пускали только на соревнованиях, в 1983 г. на страницах самого популярного журнала «Техника – молодёжи» я дал конкретные предложения по использованию соседних с каналом свободных акваторий для установки там самых современных технических устройств воднолыжного направления (ТМ №6-83 «Голубая лыжня Крылатского»).

Учитывая мой опыт, я был приглашён в Грузию для разработки проекта воднолыжного стадиона на Золотом озере в Поти.  Место изумительное! Но ещё изумительней были темпы реализации намеченных планов. После первой встречи в августе 1984 года уже в мае 1985 г. я получил фотографии проведенных там первых соревнований: двухэтажное здание с судейской верандой, комнатами для судей и спортсменов, эллинг для катеров под зданием, трасса, трамплин и импортные катера, о которых Днепропетровск лишь мечтал. И дальше всё как на дрожжах! Уже в 1987 и 1989 годах в Поти перебираются традиционно днепропетровские соревнования на Кубок СССР. В 1990 г. Кубок СССР и международная встреча с Францией. А в 1991 году блестяще проходит  впервые в СССР Чемпионат Европы! Всё намеченное было выполнено и перевыполнено с грузинским размахом. Для проведения съёмок соревнований сверху, за три месяца был построен красивый вантовый мост через озеро, специальный телецентр обеспечивал прямые передачи на Европу.

Кроме того, был спортзал с батутами, бассейн, сауна на старте, огромное информационное табло и многое другое, о чем мы и не мечтали. По оценке иностранных судей, этот стадион был признан лучшим в Европе и на 1993 год на нём планировалось проведение Чемпионата Мира.

Но потом началось!!! Союз развалили, Украина стала «независимой», Грузия задралась с Абхазией и т.д. и т.п. О каком Чемпионате Мира можно было говорить, если на берегу Золотого озера артиллерия и танки?!?

Когда в 2000 году эти волнения чуть улеглись и Москва решилась на проведение Чемпионата Европы в Крылатском, Президент воднолыжной федерации Грузии Роман Мелия, с которым мы встретились в Москве, снова пригласил меня в Поти, чтобы попытаться восстановить разрушенный стадион. Больно было видеть пустующим и разбитым это прекрасное сооружение! План работ был намечен, но раздоры у Грузии начались снова и об этом стадионе, скорее всего, уже надо забыть навсегда.

Что же касается Крылатского, то после статьи я написал письмо мэру Ю. Лужкову, на которое не было ни ответа, ни действий, а после соревнований 2000 года попытался хотя бы поговорить с новыми хозяевами этих мест. Но за каменный забор и ограду с охраной меня не пустили, а по телефону откровенно «послали».

В Днепропетровске судьба воднолыжного стадиона сложилась более благоприятно. Несмотря на полный застой и повсеместную разруху этого направления, благодаря инициативе и финансовой поддержке воспитанника нашей секции, мастера спорта Алексея Мартынова (учредитель Приватбанка, миллиардер), с 2007 года работает детская воднолыжная школа спортивного клуба «Сентоза», восстановлен и развивается стадион, на котором в 2009 и 2010 годах успешно прошли Открытые чемпионаты Украины с приглашением рекордсменов и чемпионов мира по всем видам воднолыжного многоборья. А в 2011 году Днепропетровск проводил уже официальный Чемпионат Европы. Иностранцы, не имеющие раньше допуска в наш город, были приятно удивлены отличными условиями специально созданного для воднолыжников стадиона.

Наконец-то вроде бы и у нас решается вопрос о кольцевой канатной дороге Риксена. Подготовив для неё акваторию ещё в 1972 году, я был уверен, что первая такая дорога будет в Днепропетровске. Но…..первая появилась в Москве в 2001 году, а сейчас их уже 8 на постсоветском пространстве. Попытаемся хоть успеть попасть в первую десятку!

Тренерами в нашей детской школе работают опытнейшие воспитанники Минского воднолыжного клуба «Олимпия», который сохранил свои лидирующие позиции даже в самый тяжёлый период. Также «держится на плаву» и воднолыжная школа в Дубне, созданная братьями Нехаевскими, проводит свои и даже международные соревнования.

Справедливости ради необходимо отметить, что сравнительно недавно появившийся, но стремительно развивающийся катерный и кабельный вейкбординг повсеместно вытесняет водные лыжи. 
Доступность, наглядность и мода сделали своё дело.

Но это уже, как говорят, совсем другая история!!!

Автор: Ю.А.Ершов
Председатель воднолыжной федерации Днепропетровска
(орфография и пунктуация автора сохранены)



Возврат к списку
Создание сайта – BondIT

ООО «Вертиго»
Ростовская область, ст. Ольгинская,
ул. Красноармейская 159/4   
тел. 8 800 700 70 57

vertigosports@mail.ru  

service@vertigosports.ru

© 2024 ООО «Вертиго»